Мой дедушка Гриша
Сейчас, в преддверии 75-летия Великой Победы, часто вспоминаю две встречи в детстве со своим дедушкой Григорием Тимофеевичем Лобановым, ветераном Великой Отечественной войны. Как было бы интересно мне пообщаться с ним не в 7 и 9-летнем возрасте, когда еще не осознаешь всего пройденного этим человеком на войне, а гораздо позже. Возможно, записать что-нибудь из его воспоминаний. Увы, судьба не предоставила мне такого шанса. Дедушка Гриша тогда недолго погостил на Брянщине и уехал.
Из тех далеких детских лет я с гордостью запомнил, что дед много воевал на Западном фронте, дослужился до звания майора, награжден орденами и медалями. Был ранен четыре раза, но не тяжело. Я очень хотел поехать к нему в гости. Но понимал, что живет он далеко, и мои родители, сильно занятые работой, вряд ли найдут на это время. Дед жил далеко от Брянщины, на Украине в городе Дрогобыч Львовской области. Помню, как он рассказывал мне, что Дрогобыч – старинный и красивый город. А рядом с ним расположен Трускавец – курорт Всесоюзного значения в предгорьях украинских Карпат. Именно от деда я впервые услышал слово «бандеровец», конечно, не понимая его истинного значения. Так он, в шутку, называл пьяного или матерящегося человека на улице. Также дед очень любил военные песни. Запомнилось, как он пел «День Победы» и «В землянке».
Боевой путь моего деда-связиста помог раскрыть сайт «Подвиг народа». Родился Григорий Тимофеевич Лобанов в 1914 году в деревне Ефимовичи. Нет сейчас уже этой деревни на карте Севского района Брянщины. В 1934 году его призвали в армию. Место призыва: Севский РВК, Орловская область, Севский район. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны второй степени, двумя медалями «За боевые заслуги».
В наградном листе деда к ордену Красной Звезды от 25 июня 1943 года можно проследить его боевой путь: товарищ Лобанов участвует в Отечественной войне с первых дней.
15 июля 1941 года в районе Орши (город в республике Беларусь), местечко Красное в составе 20-й армии в трудных условиях боевой обстановки обеспечивал бесперебойной связью командарма с дивизиями, в ходе которых получил ранение.
23 августа 1941 года в районе Ярцевской переправы (Смоленская область) в составе этой же армии держал оборону переправы в течение двух дней перед непрерывно наступающими десантными войсками противника до подхода стрелковых частей, одновременно обеспечивая командование связью.
17 ноября 1941 года в составе 43 армии в районе Тулы, местечко Лысая – Косая Гора, обеспечивал бесперебойное обслуживание связью командования под артиллерийским, минометным и огнем авиации противника увлекал своим примером бойцов на выполнение боевых заданий по обеспечению связью командования армии.
В 1943 году, находясь в составе 33 армии в должности начальника штаба полка, в мартовское наступление обеспечивал своим руководством быстрое восстановление связи командования армии на вспомогательном пункте управления.
21 февраля 1945 года Григория Тимофеевича Лобанова представили к ордену Отечественной войны. В сложных условиях наступления и преследования отходящего противника в Восточной Пруссии товарищ Лобанов, выполняя задания по организации проводной связи, руководил подразделениями и добивался беспроводной связи с дивизиями. В трудных условиях проводная связь, организованная на новом положении, работала бесперебойно и обеспечивала командование и управление войсками.
9 мая, День Победы, дедушка встретил в порту Пиллау около Кенигсберга. С 1946 года это город Балтийск Калининградской области. На фото, подаренном мне, он вместе с сослуживцами отмечает этот великий день.
До войны дедушка Гриша жил в деревне Ефимовичи с первой женой — моей бабушкой Екатериной Михайловной, сельской учительницей. У них родилась дочь Галина, моя мать. После войны дедушка в семью не вернулся. На фронте встретил новую любовь, молодую медсестру. С ней и прожил долгую жизнь. В этой семье родилось двое детей. Моей матери пару раз в год писал письма, в которых рассказывал о себе. Сожалел, что все меньше становится однополчан. Никогда ни на что не жаловался. По привычке приглашал в гости.
О смерти дедушки Гриши я узнал в письме от его украинской семьи в середине 90-х годов.
Игорь Крутилин.