Адаптация ребенка к новому учебному году

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организационному школьному обучению. Обычно процесс адаптации к школе происходит около 2 недель.
А чтобы он протекал менее безболезненно, готовиться к школе нужно не позднее, чем за 2 недели до начала учебного года. Прежде всего необходимо правильно организовать режим дня: (достаточный сон, разнообразное (рациональное) питание, пребывание на свежем воздухе вместо просиживания у компьютера.
Необходимо позаботиться взять справку у педиатра, чтобы уточнить, произошли ли какие-либо изменения в состоянии здоровья – это важно для организации занятий физической культурой. Возможно, ребенок нуждается в коррекции зрения и осанки, в лечебном (диетическом) питании.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе – это физическое здоровье, выносливость и работоспособность, развитый интеллект, хорошая память и внимание, умение считать и читать, аккуратность и дисциплинированность, инициативность, воля, способность действовать самостоятельно, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Ребенок, живущий по режиму, более организованный, лучше справляется не только с учебной нагрузкой, ему хватает времени и на занятия по интересам. Ученик начальной школы, чтобы быть здоровым, должен достаточное время спать – не менее 10 ч. в сутки (поэтому необходимо приложить усилия, чтобы он ложился в 9 часов вечера и вставал в 7 утра).
Работоспособность как у взрослых, так и у детей повышается где-то в 16 ч., поэтому целесообразно делать уроки в это время. При подготовке уроков младшим школьникам нужно делать перерывы через 20-25 минут.
Следует помнить о зрительной гимнастике как профилактике нарушений зрения. Из упражнений для глаз лучше всего себя зарекомендовали гимнастика для внешних мышц глаз (вращение глазами), для внутренних мышц глаз (перемещение фокуса зрения с близкого объекта на удаленный и назад) и расслабление под закрытыми веками до полной черноты перед глазами.
Начало увлекательной школьной жизни может быть успешным, если не требовать от ребенка только отличных результатов в школе, не будить ребенка в последние минуты перед выходом в школу, не лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохой оценки, не сразу после школьных уроков выполнять домашние задания, не ругать ребенка перед сном, не ждать папу и маму, чтобы выполнять домашние задания, не смотреть перед сном передачи, будоражащие нервную систему и не играть в шумные игры, не сидеть перед телевизором или за компьютером больше 40 минут в день, прощать ребенку ошибки и неудачи.
В организации рабочего времени важно не завышать требования к ребенку, не наказывать его за неаккуратно выполненное задание. Иногда ребенка заставляют вначале написать на черновик, а потом переписать в чистовик. Никогда не надо этого делать. У ребенка должна быть определенная нагрузка, не надо забывать об играх, о том, что у ребенка, прежде всего, есть семья.
Не надо полностью перекладывать воспитание ребенка на школу. Только при совместном участии родителей и педагогов мы можем сохранить здоровье.
Т. БОБРОВА, учитель начальных классов МБОУ «Севская средняя школа №2».