Александр Богомаз вручил заслуженные награды лучшим предпринимателям Брянской области
Создание условий для военнослужащих — совместная задача органов власти и бизнеса. Как сообщил ...
В последнее воскресенье октября свой профессиональный праздник отмечают водители. Дмитрий Кузьмич Проскурнин, который родился в 1928 году в селе Коростовка Севского района (ныне — Пушкино) и в настоящее время проживает там же, всю свою сознательную жизнь провел за баранкой грузовых автомобилей. Его водительский стаж — 58 лет.
А начиналось с того, что после окончания семилетней сельской школы он поехал в Брянск учиться на водителя. В областном центре в то время жил и работал его старший брат. Там Дмитрий поступил в школу ДОСААФ (была такая школа в бытность СССР). Отучился там: прослушал курс теоретических занятий, потом, отработав практику, сдал экзамен и получил водительские права. Было это в 1949 году.
— В то время водительские права выдавали не сразу, — рассказывает мой собеседник. — После теории нужно было пройти практику — три месяца мы работали на машине как стажеры, «прикрепленные» к водителю, а затем сдавали экзамен. После успешной сдачи получали водительские права. Я получил их с первого раза. Те, кто не сдал экзамен, продолжали работать как стажеры с водителем еще три месяца и сдавали экзамен повторно.
Вернувшись в село, имея водительские права, Дмитрий Проскурин начал трудиться в колхозе, который назывался в то время «Путь к коммунизму», а впоследствии — имени Чапаева. На своей «полуторке» возил с полей зерно, картофель и овощи в соседний Суземский район, в заготовительную контору. Потом — три года армейской службы. После шести месяцев «учебки» его из Мелитополя, что в Запорожской области, «перебросили» в Крым, в Симферополь. Домой из армии Дмитрий Проскурнин вернулся под Новый год, 26 декабря 1953 года.
— Забирали меня в армию осенью 1950-го, 10 октября, — вспоминает, мысленно возвращаясь в прошлое, Дмитрий Кузьмич. — Из Севска нас, призывников, везли в Брянск, где формировался эшелон, в кузовах двух грузовых автомобилей. А дальше, из Брянска до Харькова, куда съезжались «покупатели», мы ехали по железной дороге. Но не в плацкартных вагонах, а в так называемых «теплушках». В Харькове нас «разобрали» по различным воинским частям и городам, предварительно интересуясь, у кого какая профессия имеется. Служил я водителем, водил «грузовик» «ЗИС-5».
После армии Дмитрий Проскурнин вернулся домой, но его «дембельский» отдых продлился недолго. Уже через две недели он уехал в Среднюю Азию — работать. Позвали его туда сослуживцы, с которыми успел подружиться. Говорили, что хорошие водители, профессионалы, там нужны, и что зарплату, по тем временам, платили достойную. Вот и решил поехать поработать и денег заработать — молодой, полный сил и желания трудиться, крутить «баранку» автомобиля. Поехал и после ни разу не пожалел об этом.
Воинская часть, где Дмитрий Проскурнин работал вольнонаемным водителем в строительном батальоне, находилась в городе Ош Киргизской ССР. На «грузовиках-самосвалах» он вместе с отчаянной водительской братией возил строительные материалы в Таджикскую советскую социалистическую республику — нынешний Таджикистан, в город Хорог — столицу Горно-Бадакшанской автономной области, где в то время строились погранзаставы и воинские части. Получив груз, Дмитрий Кузьмич должен был доставить его из пункта «А» в пункт «Б» — семьсот километров в одну сторону. Выгрузиться, «отмотать» еще семьсот километров в обратную сторону и вернуться на базу. Ему приходилось подниматься на груженом автомобиле, в кузове которого — десять тонн стройматериалов (песок, щебень и прочее), на высоту более четырех тысяч метров над уровнем моря. И не единожды.
Маршрут проходил по Памирскому тракту — самой высокогорной автодороге бывшего СССР, построенной в 1931-1934 годах пограничниками-срочниками. Памирский тракт, имеющий многочисленные высокие перевалы, условно делится на две части: восточную и западную, а центром разделения является город Хорог. От города ОШ до Хорога Дмитрию Проскурнину приходилось преодолевать 9 перевалов. Два из них — через Алтайский и Заалтайский хребты — были самыми высокими. Настоящим испытанием для водителей был Кызыларт, на Заалтайском хребте, на границе Киргизии и Таджикистана. Его высота — 4250 метров над уровнем моря.
По словам Дмитрия Кузьмича, участок Ош-Хорог считался одной из самых сложных и высокогорных дорог мира. В первые годы эксплуатации дороги, водителю, совершившему по Памирскому тракту три рейса, давали орден.
Дороги в горах узкие, извилистые, с многочисленными крутыми подъемами и спусками, требующие от водителя максимальной концентрации внимания. И опасные. Отвесные каменные стены чередуются с громоздящимися друг на друга глыбами, узкими «арками», «прорезанными» в горах, глубокими, в несколько десятков и сотен метров, «бездонными» ущельями и участками, которые приходилось преодолевать «в притирку». Помимо всего этого — резкая разница атмосферного давления и температуры воздуха, что обусловлено резко континентальным климатом. Высота давала знать о себе сильной заложенностью в ушах и кровью из носу. Выезжая в рейс при сорокоградусной жаре, через несколько часов пути приходилось оказываться в зиме, с «минусом» и гололедом на узкой дороге, снегом на вершинах гор, сияющим на солнце и слепящем до слез. Водители брали с собой в дорогу цепи, надевали их на колеса, чтобы максимально предотвратить скольжение на горном подъеме, покрытом тонкой коркой льда. Но не всегда это помогало. Случалось и так, что груженые автомобили — самосвалы, весом в несколько тонн, срывались в пропасть и разбивались вдребезги. И водители гибли. Не все успевали выскочить из кабины на ходу.
— Тяжело было, — признается с улыбкой Дмитрий Кузьмич. — Не все выдерживали такую нагрузку: и физическую, и психологическую. Многие уходили, отработав несколько месяцев. Я, например, преодолевая самый высокий перевал, останавливал свой «ГАЗ-93» и выходил из машины. И стоял так несколько минут, раскинув руки и вдыхая полной грудью чистый и «колючий» горный воздух, любуясь красотой гор, их величием. Казалось, мир лежит у ног. Незабываемые ощущения!
Дмитрий Кузьмич работал так три года, а потом ему пришлось вернуться домой. Не потому что «сдался», а потому что часто стали болеть родители, будучи в преклонном возрасте, нуждаться в заботе и уходе. Младший брат, на которого Дмитрий рассчитывал, после армии остался на сверхсрочную службу. И Дмитрий, будучи старшим сыном, вернулся в родительский дом. Устроился работать в колхоз, опять же водителем на «грузовик» — «ЗИЛ-130», со временем обзавелся семьей. В колхозе «оттрубил» более пятидесяти лет. Он, ветеран труда, был на хорошем счету, в числе передовиков. Неоднократно его поощряли ценными подарками — транзистором, часами, коврами. А сколько было грамот за этот период времени — не счесть. Сейчас они, сложенные аккуратной стопкой, так и лежат в книжном шкафу. Ценные когда-то и ставшие «ненужными» сейчас, в наше время. Но самая ценная награда за весь его многолетний, самоотверженный и добросовестный труд — орден Трудовой Славы.
Дмитрий Кузьмич и сейчас за рулем — водит свой «старенький» «Москвич-412», не нарушая правил дорожного движения и соблюдая водительскую этику. Водит достойно, так как уверен в том, что на дороге водители обязаны не только правила дорожного движения соблюдать, но и уважать друг друга.
Нина ФОРМОВА.
Создание условий для военнослужащих — совместная задача органов власти и бизнеса. Как сообщил ...
Благодаря методу холодной регенерации ремонтируются объекты. Как информирует РИА ...
Четкую социальную ориентацию имеет расходная часть главного финансового документа города. Как ...
Лидирующие позиции на рынке финансирования агропромышленного комплекса региона занимает банк. ...
Валентина Егоровна Климова, директор ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» ...
Для того, чтобы вычистить остатки снежных заносов и наледи 16 декабря коммунальщики ...