Психологическая готовность к школе

17 июня 2024

Педагогическая подготовка к учёбе существенно отличается от психологической. В педагогической делают упор на знания и умения, а в психологической — на ощущение комфорта и адаптированности первоклассника к новой обстановке.

Психологическая готовность к обучению в школе — это уровень развития, который позволит ребёнку быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции.

Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а у других — и в семь лет возникает много трудностей. Подготовка к школе нужна обязательно. Она станет полезным подспорьем в первом классе и поможет в обучении. Важную роль в такой подготовке играют родители и педагоги.

Психологическая готовность к школьному обучению — это комплексный показатель, то есть он складывается из нескольких факторов.

Эмоционально-личностная готовность

Справиться со школьной программой будущим первоклассникам помогают мотивация учиться и интерес познавать новое. Важно, чтобы ребёнок контролировал свои эмоции и хотя бы минимально управлял своим вниманием. В ходе обучения такая готовность разовьётся в способность ощущать сложные переживания — например, радость от познания нового либо неудовлетворённость из-за низких оценок.
Первокласснику трудно удерживать внимание на одной деятельности долго, не отвлекаясь. Потренировать внимание можно с помощью игры. Например, попросите ребёнка нарисовать 10 треугольников в один ряд. Предложите заштриховать красным карандашом третий, пятый и девятый треугольники. Оранжевым — второй и седьмой. Зелёным карандашом — четвёртый и первый треугольники. Такое упражнение тренирует не только внимание, но и память ребёнка.

Социальная готовность

Социальная готовность ребёнка к школе — это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
• желание ребёнка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы;
• умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые;
• умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;
• навык сотрудничества;
• старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться;
• способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя;
• элементы волевого поведения — поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

Волевая готовность

Этот элемент называют ещё и мотивационной готовностью. На неё влияют факторы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Волевая готовность подразумевает способность ставить задачи и цели, выполнять их в намеченный срок, прилагать для этого достаточно усилий и иногда даже жертвовать чем-то значимым, например желанием поиграть.
Важно не торопиться. Если ребёнок ещё не готов к школе, то он предпочитает игру учёбе, ведь это была его ведущая деятельность с 3 до 6–7 лет. Часто такие первоклассники играют на уроках. Если вы понимаете, что у ребёнка пока не сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, лучше подождите год. В этом нет ничего страшного. Дети по-разному созревают к школе, но к средней школе все психологически выравниваются.
Способность ставить задачи и выполнять их в намеченный срок тоже можно развивать в игре. Например, полезна игра “Собрать портфель на время”. Она весёлая. Главное условие — класть в портфель только то, что понадобится для учёбы. Засекаем 5 минут. Затем вместе рассматриваем, нет ли ничего лишнего. Важно не критиковать, а рассуждать: “А как этот плюшевый медведь тебе пригодится в учёбе?” Список необходимых для школы вещей тоже можно составить с ребёнком. Пусть будущий первоклассник сам ставит галочки напротив выполненных пунктов. Однако бывают случаи, когда ребёнок действительно ещё не “созрел” к школе. Ему хочется играть, а о школьном портфеле думать совсем не хочется. Не стоит торопиться отдать в школу пораньше, это может сказаться на всём периоде дальнейшего обучения».

Интеллектуальная готовность

Готовность к школе определяет и все когнитивные способности будущего первоклассника: хорошую память, развитую речь, умение слушать и концентрироваться, логически мыслить и строить рассуждения. Ещё важно, чтобы ребёнок перед школой уже умел отвечать на вопросы и хотя бы немного обобщать частное — например, анализировать свои результаты и работать над ошибками.
Интеллектуальная готовность к школе связана с памятью, вниманием, аналитическим мышлением, дифференцированным восприятием. В этом смысле важно, чтобы до школы ребёнок ориентировался в пространстве, знал свой адрес, Ф. И. О. родителей, цвета и геометрические фигуры. А ещё умел обобщать, находить сходства и различия. Например, покажите ребёнку карточку с изображением ели, сосны, дуба и клёна. Спросите, что у них общего и чем они отличаются. Если ребёнок готов к школе, он ответит, что на рисунке деревья. А отличаются они тем, что хвойные и лиственные».

Физиологическая готовность

Эту готовность к школе формируют уровень развития всех систем организма и состояние здоровья ребёнка в целом.
Состояние здоровья первоклассника и его уровень физической подготовки важны для успешной учебной деятельности. У каждого ребёнка индивидуальный уровень физиологического развития. Однако предстоящие новые умственные, эмоциональные нагрузки, а также долгое и вынужденное удержание одной позы за партой могут вызывать дискомфорт. С новыми нагрузками на организм поможет справиться утренняя зарядка. Рекомендую ввести её в привычку до школы. Она может быть короткой — до 5 минут. Но принесёт много пользы и заряд позитивными эмоциями с самого утра.
Важно также давать ребёнку “набегаться” после школьных уроков. Прогулки на свежем воздухе и активные игры — отличное восстановление после школьной парты.
Все эти компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе — показатели того, что ребёнок будет не только хорошо учиться, но и успешно жить в социуме за пределами школы. А если какой из параметров не развит на достаточном уровне, не стоит паниковать. Все эти качества можно развить и подтянуть, в том числе во время обучения.

С.А. Поповская, педагог –психолог МБУ «Центр ППМСП».

БАРС Брянск

Еще по теме:

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 сентября 2025, 17:21

Брянский акушер-гинеколог Игорь Мардасов стал Заслуженным врачом РФ

Звания «Заслуженный врач Российской Федерации» удостоен заведующий акушерским дистанционным консультативным центром, акушер-гинеколог Брянской городской больницы №1 Игорь Мардасов. Как рассказывает "Брянская губерния" со ссылкой на региональный департамент здравоохранения, в одной из больниц Смоленска с должности медицинского брата начался его путь в медицину. (далее…)

18 сентября 2025, 16:58

В Стародубском районе после реконструкции открыли памятник воинам-землякам

18 сентября в селе Дохновичи Стародубского округа в рамках программы «Инициативное бюджетирование» торжественно открыли обновлённый памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, где увековечены имена 377 сельчан, не вернувшихся с полей сражения. Как сообщает "БрянскToday", депутат Брянской областной Думы Юрий Никифоров, глава администрации Стародубского округа Александр Подольный и другие присутствовали на торжественном мероприятии. (далее…)

18 сентября 2025, 16:51

В Трубчевском и Погарском районах идет ремонт участка автомобильной дороги Кветунь-Витемля

Ремонт участка автомобильной дороги Кветунь-Витемля идет в Трубчевском и Погарском районах Брянской области по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». Как информирует Управление автомобильных дорог Брянской области в соцсети "ВКонтакте", 5,8 км составляет его протяженность. (далее…)

18 сентября 2025, 10:11

В Брянске на улице Малыгина обновлен участок дороги

Наносить разметку начали дорожники на улице Малыгина в Советском районе Брянска. Как сообщает ГТРК "Брянск", кратчайшим путем от микрорайона "Чермет" до Кургана Бессмертия является эта дорога, которую  ремонтируют в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in