Александр Богомаз обсудил с Сергеем Чирковым реализацию социальных мер поддержки
За высокую оценку работы правительства Брянской области по обеспечению мерами поддержки ...
Педагогическая подготовка к учёбе существенно отличается от психологической. В педагогической делают упор на знания и умения, а в психологической — на ощущение комфорта и адаптированности первоклассника к новой обстановке.
Психологическая готовность к обучению в школе — это уровень развития, который позволит ребёнку быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции.
Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а у других — и в семь лет возникает много трудностей. Подготовка к школе нужна обязательно. Она станет полезным подспорьем в первом классе и поможет в обучении. Важную роль в такой подготовке играют родители и педагоги.
Психологическая готовность к школьному обучению — это комплексный показатель, то есть он складывается из нескольких факторов.
Эмоционально-личностная готовность
Справиться со школьной программой будущим первоклассникам помогают мотивация учиться и интерес познавать новое. Важно, чтобы ребёнок контролировал свои эмоции и хотя бы минимально управлял своим вниманием. В ходе обучения такая готовность разовьётся в способность ощущать сложные переживания — например, радость от познания нового либо неудовлетворённость из-за низких оценок.
Первокласснику трудно удерживать внимание на одной деятельности долго, не отвлекаясь. Потренировать внимание можно с помощью игры. Например, попросите ребёнка нарисовать 10 треугольников в один ряд. Предложите заштриховать красным карандашом третий, пятый и девятый треугольники. Оранжевым — второй и седьмой. Зелёным карандашом — четвёртый и первый треугольники. Такое упражнение тренирует не только внимание, но и память ребёнка.
Социальная готовность
Социальная готовность ребёнка к школе — это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Важнейшими показателями социальной готовности являются:
• желание ребёнка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы;
• умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые;
• умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;
• навык сотрудничества;
• старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться;
• способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя;
• элементы волевого поведения — поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.
Волевая готовность
Этот элемент называют ещё и мотивационной готовностью. На неё влияют факторы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Волевая готовность подразумевает способность ставить задачи и цели, выполнять их в намеченный срок, прилагать для этого достаточно усилий и иногда даже жертвовать чем-то значимым, например желанием поиграть.
Важно не торопиться. Если ребёнок ещё не готов к школе, то он предпочитает игру учёбе, ведь это была его ведущая деятельность с 3 до 6–7 лет. Часто такие первоклассники играют на уроках. Если вы понимаете, что у ребёнка пока не сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, лучше подождите год. В этом нет ничего страшного. Дети по-разному созревают к школе, но к средней школе все психологически выравниваются.
Способность ставить задачи и выполнять их в намеченный срок тоже можно развивать в игре. Например, полезна игра “Собрать портфель на время”. Она весёлая. Главное условие — класть в портфель только то, что понадобится для учёбы. Засекаем 5 минут. Затем вместе рассматриваем, нет ли ничего лишнего. Важно не критиковать, а рассуждать: “А как этот плюшевый медведь тебе пригодится в учёбе?” Список необходимых для школы вещей тоже можно составить с ребёнком. Пусть будущий первоклассник сам ставит галочки напротив выполненных пунктов. Однако бывают случаи, когда ребёнок действительно ещё не “созрел” к школе. Ему хочется играть, а о школьном портфеле думать совсем не хочется. Не стоит торопиться отдать в школу пораньше, это может сказаться на всём периоде дальнейшего обучения».
Интеллектуальная готовность
Готовность к школе определяет и все когнитивные способности будущего первоклассника: хорошую память, развитую речь, умение слушать и концентрироваться, логически мыслить и строить рассуждения. Ещё важно, чтобы ребёнок перед школой уже умел отвечать на вопросы и хотя бы немного обобщать частное — например, анализировать свои результаты и работать над ошибками.
Интеллектуальная готовность к школе связана с памятью, вниманием, аналитическим мышлением, дифференцированным восприятием. В этом смысле важно, чтобы до школы ребёнок ориентировался в пространстве, знал свой адрес, Ф. И. О. родителей, цвета и геометрические фигуры. А ещё умел обобщать, находить сходства и различия. Например, покажите ребёнку карточку с изображением ели, сосны, дуба и клёна. Спросите, что у них общего и чем они отличаются. Если ребёнок готов к школе, он ответит, что на рисунке деревья. А отличаются они тем, что хвойные и лиственные».
Физиологическая готовность
Эту готовность к школе формируют уровень развития всех систем организма и состояние здоровья ребёнка в целом.
Состояние здоровья первоклассника и его уровень физической подготовки важны для успешной учебной деятельности. У каждого ребёнка индивидуальный уровень физиологического развития. Однако предстоящие новые умственные, эмоциональные нагрузки, а также долгое и вынужденное удержание одной позы за партой могут вызывать дискомфорт. С новыми нагрузками на организм поможет справиться утренняя зарядка. Рекомендую ввести её в привычку до школы. Она может быть короткой — до 5 минут. Но принесёт много пользы и заряд позитивными эмоциями с самого утра.
Важно также давать ребёнку “набегаться” после школьных уроков. Прогулки на свежем воздухе и активные игры — отличное восстановление после школьной парты.
Все эти компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе — показатели того, что ребёнок будет не только хорошо учиться, но и успешно жить в социуме за пределами школы. А если какой из параметров не развит на достаточном уровне, не стоит паниковать. Все эти качества можно развить и подтянуть, в том числе во время обучения.
С.А. Поповская, педагог –психолог МБУ «Центр ППМСП».

За высокую оценку работы правительства Брянской области по обеспечению мерами поддержки ...
За медали боролись более 70 спортсменов из девяти стран мира. Как рассказывает «Брянская ...
Целенаправленно охотятся на мирных граждан украинские националисты. Как сообщает ...
Фонд «Защитники Отечества» оказывает комплексную поддержку ветеранам специальной военной ...
В апреле здесь стартовал капитальный ремонт. Как информирует РИА «Стрела», депутат ...
Директор Кадрового центра «Работа России» города Брянска Ирина Шведова выступила с ...