Значение прогулок для разностороннего развития детей
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи непосредственно экологического воспитания сформулированы во ФГОС ДО в трех образовательных областях:
— в социально-коммуникативном развитии: формирование основ безопасного поведения в природе;
— в познавательном развитии: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы;
— в художественно-эстетическом развитии: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Одной из форм реализации вышеозначенных задач являются прогулки. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям. Прогулки в детском саду – важный этап в режиме дня. Во время прогулки воспитатель содействует интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей, предусматривает чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу, а также наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, обстановкой на участке. Умело построенная прогулка имеет для педагога важную диагностическую и воспитательную функцию. Ведь именно здесь дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют свою непосредственность, свои скрытые качества характера, а иногда и свои способности. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Длительность и количество прогулок детей в детском саду регулируются СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которыми определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов (п.11.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой (п.11.6 СанПиН 2.4.1.3049-13).
При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с (п.11.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Н. Рудик, воспитатель детского сада №1 г. Севска.