Что важно при подготовке к итоговому собеседованию
В 2017-2018 учебном году девятиклассники некоторых российских школ впервые прошли новое испытание: итоговое собеседование по русскому языку. В Севском районе эта процедура допуска к основному государственному экзамену проходит с 2019 года.
Цифровой век обогатил нашу жизнь разнообразными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в тоже время телефоны и компьютеры лишили подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. Назначение итогового собеседования – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций.
Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
В соответствии с пунктом 16 порядка проведения ГИА-9 устное итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов, сдающих ОГЭ-2021, будет проведено во вторую среду февраля – 10 числа.
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления по месту обучения не позднее, чем за две недели до начала его проведения. На выполнение работы каждому участнику отводится 15 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 15 минут. Участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания:
1) чтение вслух текста объемом 150-170 слов. Прочитать текст надо выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, делая логические ударения. Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России. Они сопровождается иллюстрациями, чтобы у учеников сложилось яркое представление о заслуженном человеке.
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Участник собеседования после минутной подготовки должен произнести связный текст по заявленной теме – не более трех минут. Ученику предлагается уместно включить в пересказ текста цитату. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
3) монологическое высказывание по одной из трех предложенных тем. Это задание представляет собой создание текста-описания по фотографии, текста-повествования о каком-либо событии, текста-рассуждения по проблемному вопросу. К каждой теме прилагается небольшой список конкретных вопросов, опираясь на которые ученик может построить связный текст. Беседу с учеником ведет экзаменатор-собеседник, который будет направлять его речевую деятельность, способствовать раскрытию личности и снятию психологических барьеров.
4) диалог с экзаменатором-собеседником по теме предыдущего задания.
Во время собеседования ведется аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа или при необходимости по аудиозаписи после экзамена.
Результатом итогового собеседования будет являться «зачет» или «не зачет». Всего можно набрать 19 баллов, зачетом считается 10 баллов; для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов минимальные баллы снижены. Для выпускников, не получивших «зачет» по итоговому собеседованию и не явившихся на него по уважительной причине, предусмотрены дополнительные сроки – 10 марта и 17 мая 2021 года. Обучающиеся будут ознакомлены с результатами итогового собеседования не позднее 5 календарных дней со дня проведения ИС. Для подготовки к итоговому собеседованию на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно ознакомиться с демоверсией, спецификацией контрольно-измерительных материалов и примерами ответов ИС по русскому языку.
Заместитель начальника Севского отдела образования А. Афанаскина.