Наставник. Кто он такой?
В знак признательности всем педагогам, учителям нашей страны 2023 год объявлен президентом Российской Федерации В.В.Путиным Годом педагога и наставника. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты.
Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом древнем процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то и пожнёшь».
Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково – это специалист, профессионал, у которого можно получить совет и рекомендацию. Своё человеческое тепло и свои знания наставники отдают людям, которые окружают их. Будь то студенты, родители или коллеги. Наставник…. Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы простым словом?
Когда мы делаем первые шаги, нашими наставниками становятся родители. Именно они помогают в трудную, протягивают руку, подставляют плечо. Когда мы приходим в детский сад, нашими наставниками становятся воспитатели. Когда приходим в школу, наставниками становятся учителя. И вот школьные годы позади. Мы выросли, мы взрослые, мы не нуждаемся в помощи и поддержке. И вот первый рабочий день. И мы снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми. Мы снова ждем протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую заботу, дружеское участие и тепло.
Мне очень повезло в жизни с людьми, с которыми судьба мне организовала встречи. 22 года назад, я переступила порог МБДОУ — Детский сад №1 г.Севска. Все для меня было ново: работа с детьми, их родителями, общение с коллегами. Не знаю, как бы сложилась моя трудовая судьба, если бы не замечательные педагоги Марусова Т.М., Рыжикова С.Н., Боброва В.А., Есликова Г.В., которые на тот момент долгое время уже работали в детском саду. Они мне давали и поддержку, и тепло, и грамотные советы. Я могу смело сказать, что стали для меня наставниками в моей педагогической деятельности.
Воспитатель – это человек, питающий душу и сердце ребенка добром и благородством, способствующий появлению у него лучших человеческих качеств и формирующий его гармоничный внутренний мир. Труд воспитателя нелёгок, потому что он должен быть для своих воспитанников и другом, и наставником, а для их родителей – партнером и советчиком.
Мои воспитанники – разные, и настроение у них бывает разное: кто-то капризничает, кто-то балуется, кому-то слишком весело, а кто-то скучает. И к каждому маленькому человечку нужен свой подход, свой заветный «ключик». С кем-то могу пошутить, кого-то подбодрю, а кому-то хватает одного только доброго взгляда. С одним поговорю по душам, а какого-то «капризку» просто обниму и приласкаю – он и успокоится. Чем бы я ни была занята, если ребёнок ко мне подходит со своей пусть даже самой маленькой проблемой, я откладываю все дела, стараюсь выслушать его, найти добрые слова, и поднять ему настроение.
Когда-то Надежда Крупская говорила: «Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, только тогда он может черпать радость в своем труде».
Проработав воспитателем столько лет, я ни о чем не жалею. Дети — это радость, это самое ценное, что у нас есть. Чужих детей для меня не бывает, поэтому к каждому ребенку отношусь как к своему собственному. Мы, воспитатели, – люди, которые входят в жизнь ребенка и его семьи, ведь родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть – своих детей. Важно не потерять доверие родителей, а укрепить его.
Пройдет время и нам на смену придут молодые энергичные педагоги, которым, я думаю, также пригодится наш накопленный педагогический опыт. Хочется пожелать молодым специалистам: творите, думайте, дерзайте, дарите разум и любовь!
О. Кубанских, воспитатель детского сада №1.