БАРС Брянск

Взаимодействие педагога с обучающимися в цифровом пространстве

22 августа 2023

В статье рассматривается педагогико-социальный аспект взаимодействия педагога и обучающихся в цифровом пространстве. Обосновывается его исключительная важность, а также необходимость погружения учителей в информационную среду детей и подростков.

Общество постоянно меняется. Небольшие трансформации, которые не всегда заметны в моменте, со временем накапливают критическую массу и формируют облик новой эпохи. Система образования должна реагировать на этот процесс. Как «мозг» системы в виде профильного министерства, так и работающие в «поле» учителя.

Согласно ФГОС, школьный учитель — не преподаватель, который делится с обучающимися багажом научных знаний по определённому предмету, а проводник юных индивидов во взрослый мир. Учитель должен помогать им сформировать своё мировоззрение, привить тягу к знаниям, познакомить со сложным многообразием окружающего мира и способов взаимодействия с ним. Такие задачи накладывают большую ответственность и требуют высочайшего профессионализма.Чтобы полноценно выполнять их, педагог должен знать поколение с которым работает. Находить наиболее уместные формы и методы решения задач, исходя не только из психолого-возрастных особенностей детей, юношей и девушек, но и контекста, дискурса в который они погружены.

Сложно выстраивать плодотворные взаимоотношения с социальной группой, если не знать то, чем она «дышит», как и какую информацию получает за пределами школьного двора. Не обязательно погружаться в её дискурс, как участник. Но наблюдать за ним, следить, учитывать в своей деятельности, быть открытым к неординарным способам достижения результата необходимо.

Американский писатель Марк Пренски более 20 лет назад ввёл в обиход два понятия. «Цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Под первую категорию попадают люди, которые родились в цифровую эпоху. Под вторую — заставшие её формирование, появление и развитие. Если «иммигранты» рассматривают цифровые технологии, как помощников в осуществлении своей привычной деятельности, то «аборигены» видят в них привычную среду. Если для первых интернет — это инструмент, то для вторых — полноценная часть окружающего мира.

Существование таких категорий выходит за рамки проблемы «отцов и детей». Это два иных взгляда на мир и способа взаимодействия с ним. Такое явление, учитывая его стремительное появление и развитие, является расколом расширяющейся пропасти между учителями и обучающимися.

Нас окружает гиперинформационное общество. Доступ в интернет предоставляет возможность получить знания о любом явлении окружающего мира. Обратная сторона процесса — информационный шум, который не несёт конструктива и мешает продуктивности. Исходя из психолого-возрастных особенностей и количества времени, которые проводят в цифровом пространстве школьники, они наиболее подвержены данному негативному проявлению. И так как для «цифровых аборигенов» окружающий мир и цифровое пространство — это единая система, баланс постепенно переносится с информации, которую они получают в школе, на информацию, полученную из интернета. Развлекательный контент, сильное влияние лидеров мнений замещают место в сознании обучающихся. Учитель не играет значительной роли, его информационный поток перекрывается огромным количеством информационных потоков иных источников. Начинают проявляться проблемы с концентрацией, мышлением, априорно безразличным, а зачастую негативным восприятием школы и преподносимых учителями знаний среди подростков.

В таких условиях, если мы хотим сохранять влияние на обучающихся, не оказаться с ними по разные стороны, то должны принять объективно сформировавшиеся условия и добавить в арсенал методов работы привычные для “цифровых аборигенов” способы распространения информации. Для этого необходимо сделать несколько последовательных шагов, которые я опишу ниже.

Понять структуру цифрового пространства обучающихся. Как именно они воспринимают информацию, из чего она состоит и как устроено взаимодействие с ней.

Выделить категории информационных каналов с помощью которых обучающиеся получают информацию. Категоризировать структуру потребления ими цифрового контента, составить список площадок, социальных сетей, приложений и наиболее популярных сайтов.
Дать обучающимся понять, что если вы и не находитесь внутри их дискурса, то знаете о нём и том, как именно он функционирует.

Открывать обучающимися образовательный контент. В интернете есть огромное количество научно-популярных и образовательно-развлекательных ресурсов. Такие ресурсы искренне заинтересовывают учеников, но проходят мимо них из-за огромного количества информационного шума. И в этой ситуации педагог выступает проводником ребёнка, показывая ему то, что не было видно. Для этого сам учитель должен владеть источниками, искать их, тщательно проверять и отбирать. Данный метод находится в рамках системно-деятельностного подхода, технологии проблемного обучения и критического мышления, которые в условиях гиперинформационнсти цифрового окружения являются одними из наиболее важных технологий в арсенале современного учителя.

Стать одним из каналов получения информации обучающимися. Конкретных методов огромное множество: ведение личных групп в социальных сетях, каналов в мессенджерах и других способах распространения информации. При этом, должна присутствовать тесная взаимосвязь этого вида деятельности с урочной деятельностью. Немаловажным аспектом является и образовательно-развлекательный контент, который в лёгкой и ненавязчивой форме закрепляет у обучающихся знания, полученные на уроках, создавая положительный ассоциативный ряд.

Здесь стоит оговориться, что вся предлагаемая стратегия и методы — лишь способ дополнения учебного процесса, а не его изменение. Работа, нацеленная на повышение статуса личности педагога и преподаваемого им учебного предмета в глазах обучающихся рефреном должны присутствовать в информационном поле ученика.

На основе осмысления собственного опыта, я делаю вывод если не об исключительной эффективности данной стратегии, то о положительных сдвигах в необходимом направлении. Выделим основные результаты, к которым приводят описанные мной действия.

Во-первых, сокращается пропасть, сформировавшаяся между учителями и обучающимися. Последние с большим интересом относятся к фигуре учителя, который знаком с их дискурсом, понимает и не выглядит чужеродно в информационном поле. Обучающиеся открываются педагогу. Это расширяет горизонты его воздействия на детей и подростков. Позволяет в полной мере реализовать как воспитательные, так и учебные задачи.

Во-вторых, положительно влияет не только на учеников, но и на самого учителя. Он расширяет кругозор, значительно пополняет опыт, теоретические и методические познания, осваивает новые методы работы. Учится у самих обучающихся, что положительно влияет на взаимодействие с ними, развивает эмпатию и сотрудничество.

В-третьих, вышеописанное требует значительного вовлечения педагога в вопрос, что устраняет формализм взаимодействия с обучающимися.

Мир стремительно меняется. То, что хорошо работало вчера, не всегда будет работать сегодня. Поэтому, учителю необходимо постоянно искать несовершенства. Корректировать методы работы под условия объективной реальности, держать руку на пульсе сложных и многогранных процессов. От того, насколько эффективно осуществляется наша деятельность, зависит будущее страны. Каждый день мы наблюдаем людей, которые будут формировать облик России, обеспечивать её процветание и благополучие. Поэтому так важно формировать в них все лучшие качества. Для чего необходимо не только сотрудничество внутри педагогического корпуса, но и взаимная работа с обучающимися по всем направлениям деятельности.

Формирующаяся пропасть сильно мешает данному процессу. И наша обязанность сокращать её. Сокращать наиболее доступным способом — вовлечением учителя в информационное пространство ученика.

В современных условиях педагоги должны бороться за обучающихся в конкурентной борьбе. У нас есть значительные преимущества: образование, профессионализм и опыт. И если мы зададимся такой целью, творчески подойдем к решению проблемы, то мы с ней справимся.

Е. Мымриков, учитель истории и обществознания МБОУ «Севская средняя школа № 2».

Еще по теме:

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Картина дня
22 октября 2024, 17:30

В Брянске начали обновлять парадную часть Дворца железнодорожников

Близится к завершению ремонт Дворца культуры железнодорожников в областном центре. Как рассказывает "БрянскToday", к облицовке парадной части приступили недавно специалисты подрядчика. (далее…)

22 октября 2024, 17:23

Весь личный состав отряда БАРС – Брянск прошёл вакцинацию от гриппа

Защитникам некогда болеть в любое время года и в любую погоду. Об этом сообщает телеграм-канал отряда. (далее…)

22 октября 2024, 17:14

Открытый Президентом России спорткомплекс «Бежица» в Брянске отметил первую годовщину

Год со дня рождения отпраздновал физкультурно-оздоровительный комплекс «Бежица» на Металлурге. Как информирует "Брянская губерния", стела с напоминанием, как это было в 2023 году – среди подарков Новому городку. (далее…)

22 октября 2024, 15:12

В Жуковке открылась выставка брянского фотохудожника Ольги Додоновой

В очередной раз преподнесла сюрприз всем любителям художественного творчества галерея «Вдохновение». Как рассказывают "Жуковские новости 32", выставка брянского фотохудожника, члена Союза фотохудожников и ассоциации фотографов «Евразия» Ольги Додоновой открылась здесь на этот раз. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in