Из летописи села Юрасов Хутор

Юрасов Хутор – старинное селение на территории к юго-востоку от г. Севска. Первоначально это селение называлось слободой (около 1709 г.), но вскоре получило название Юрасовский (Юрасов) Хутор.
В 1728 г. бывший севский городовой казак Иван Русинов «с товарищи» обратился с прошением, где сообщал, что «с прошлых давних лет г. Севска служилые казаки …, оставя в Севску свои дворовые места, … поселились вновь в своих дачах в урочище Юрасовой мельницы за рекою Севью своими дворами в разстоянии от Севска в 3 верстах и в оной слободе … будет 30 дворов». Суть прошения — дозволить построить в селении церковь. Такое разрешение было дано.
Название мельницы – «Юрасова» связано с именем владевшего ею севского городового казака Юрия (фамилия неизвестна), но в уменьшительной форме «Юрас» (Юрась), типичной для украинского языка (уменьшительные формы имени Юрий в русской речи – Юрка, Юшка).
До 1782 г. в Юрасовом Хуторе наблюдался рост числа жителей. В 1782 г. в селе насчитывалось 187 однодворцев (97 м. и 90 ж.) и 6 малороссиян (4 м. и 2 ж.), а в 1795 г. – 347 однодворцев (187 м. и 161 ж.) и 11 малороссиян (8 м. и 3 ж.). Произошло это не столько за счёт естественного прироста, сколько в результате переселения в Юрасов Хутор части живших в Севске однодворцев, чьи предки раньше были городовыми казаками. Те из них, кто имел родственников в Юрасовом Хуторе, предпочли переселиться сюда, а не в Казацкую Слободу севернее Севска.
В конце XVIII в. удельные крестьяне стали частновладельческими после указов императора Павла I о пожалованиях.
Серьёзных перемен в своём положении жители Юрасова Хутора не испытывали, так как однодворцев в частное владение не передавали, а основную часть юрасовских жителей составляли именно однодворцы, хотя были также «казённые» (государственные) крестьяне и малороссияне. По ревизии 1834 г. в Юрасовом Хуторе однодворцев было 244, казённых крестьян – 32, малороссиян – 7 (женщин в селе было 303).
Из однодворческих фамилий более распространёнными были Борисовы, Бородины, Бурносовы, Выповы, Гончаровы, Григорьевы, Гусаровы, Ивановы, Каменевы, Королёвы, Лукьяновы, Марковы, Поповы, Потаповы, Стефановы, Сюрины, Третьяковы, Юдины, из государственных крестьян – Климовы, Меркуловы, Миготины, Петровы, Чекалины, из малороссиян – Переходниковы, Щербицкие.
Первая церковь (деревянная) в Юрасове Хуторе во имя Рождества Пресвятой Богородицы была завершена строительством и освящена в 1733 г. Строилась она на средства казака (позже – подьячего) Ивана Тимофеевича Русинова, его зятя рейтара Ивана Лукьяновича Сурикова, казака Григория Павловича Сюрина и других жителей, которые «избрали … с общего совета в попы села Гопонова дьячка Афанасия Ефимова».
В 1858 г., когда пожар уничтожил большую часть села, сгорела и церковь, но даже в этих обстоятельствах жители Юрасова Хутора не захотели оставаться без храма и купили в Севске здание кладбищенской Варваринской церкви, рядом с которой началось строительство каменного храма. Из материала Варваринской кладбищенской церкви и была построена в 1860 г. новая деревянная церковь в Юрасовом Хуторе также во имя святой великомученицы Варвары. В 1897 г. в ней был установлен новый 7-ярусный иконостас.
По оценке местных священников, «усердие прихожан к посещению богослужений, исполнению долга говения, поминовения живых и умерших можно назвать … примерным».
Среди жителей села был «очень распространён обычай благотворения: подаяние милостыни нищим, принесение продуктов на праздники Пасхи и Рождества Христова заключённым в местном городском остроге». Храм в Юрасовом Хуторе был закрыт в 1920-е гг. и не сохранился.
Социально-экономическое положение жителей селения наглядно отражают статистические сведения, собранные по итогам 1894 г. и опубликованные в 1897 г. По этим данным в Юрасовом Хуторе в 1894 г. проживало 194 семьи (1270 человек), имевших 1700 десятин надельной земли, т.е. более 1,3 десятины на человека. Структура посевов выглядела так: озимые – 354 десятины, овёс – 205, гречиха – 161, конопля – 89, горох – 54, картофель – 34, лён – 28 десятин. Огороды занимали 17 десятин, посевы чечевицы и проса – примерно по 5 десятин. Из 190 изб (6 семей своих изб не имели, а 2 семьи имели по 2 избы) «по-чёрному» топилась лишь 1. В селе было 60 безлошадных семей (столько же – безинвентарных), по 1 лошади имели 54 семьи, 2 лошади – 43, от 3 до 5 лошадей – 35 семей. Не имели коров 48 семей, не было скота вообще у 18.
Шесть семей использовали труд наёмных работников. Пчеловодство было развито мало: у двух крестьян имелось в общей сложности 13 ульев. Отходничество (50 мужчин) проявлялось слабее, чем в других селениях. В начале XX в. число уходящих на заработки, особенно на Украину, стало увеличиваться. В целом, по словам современников, большинство юрасовских крестьян жило достаточно «состоятельно».
Кроме крестьянских надельных земель, значительная часть угодий оставалась в руках дворян или купцов, которые приобрели их у прежних владельцев.
Из работавших на территории современного Доброводского сельского поселения учебных заведений первыми появились земские школы в Юрасове Хуторе (1875) и Доброводье (1876). В 1910-1911 гг. в них обучалось соответственно 136 и 124 ученика.
В административном плане село с начала 1860-х до начала 1880-х гг. относилось к Доброводской волости, затем (до 1918 г.) – к Стрелецкой волости. В 1918 г. Доброводскую волость восстановили, но в 1922 г. вновь присоединили к Стрелецкой, а с 1924 г. – к укрупнённой Севской волости, где она и оставалась до 1929 г. С этого времени волости упразднили, а находившийся здесь Юрасовский сельский совет вошел в состав Севского района.
По переписи 1926 г. число хозяйств и жителей в Юрасовом Хуторе было 308 и 1473 соответственно.
В годы ВОВ с октября 1941 г. до конца февраля 1943 г. Юрасов Хутор и соседние селения были оккупированы немецкими войсками, но, поскольку здесь не было сильных боёв и активных партизанских действий, жизнь населения была относительно спокойной. В начале марта 1943 г. советские войска освободили территорию Севского района и соседние места, но затем были вынуждены отступить. Новая линия фронта, державшаяся с конца марта до конца августа 1943 г., прошла по реке Сев, а территории восточнее превратились в прифронтовую зону, постоянно подвергающуюся артобстрелам и авиационным налётам противника (луг между Юрасовым Хутором и Севском называли тогда «долиной смерти»). Жителям пришлось эвакуироваться в Курскую область.
Село Юрасов Хутор, где в течение пяти месяцев проходила передовая линия обороны советских войск, оказалось родиной трёх Героев Советского Союза, отличившихся в годы Великой Отечественной войны, — Д.Т. Иванова, И.Д. Королева, П.А. Маркова.
Юрасов Хутор является родиной молодогвардейца Дмитрия Огурцова, отважного партизана Фёдора Петровича Каменева.
Среди уроженцев с. Юрасов Хутор были творчески одарённые люди: поэт Михаил Семёнович Сюрин, народный умелец Яков Андреевич Попов. Именно Попов в 1946 г. сумел восстановить башенные часы на колокольне Успенского собора, сильно пострадавшие в годы войны.
В послевоенные годы восстановленные колхозы были небольшими. На территории Юрасовского сельсовета их было 3 — «День урожая», «Победа», «17-й Октябрь»). Но уже к весне 1951 г. на территории сельсовета остался один колхоз — «Победа».
В настоящее время с. Юрасов Хутор входит в состав Доброводского сельского поселения Севского района Брянской области.
Ирина ЛУЧКО, заведующий Севским краеведческим музеем.