Люди БАМа
Ученица 7 «А» класса средней школы №1 г. Севска Антонина Кучина приняла участие во Всероссийском конкурсе сочинений – 2024. На районном этапе она стала победителем, а на областном заняла пятое место из двадцати участников ее возрастной группы (учитель Елена Михайловна Рудик). Выбранная тема была посвящена 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Нам не страшен здешний холод,
БАМ – для тех, кто сердцем молод,
БАМ – дорога в двадцать первый век,
Не беда, что стынут рельсы,
В холода работой грейся,
Для свершений создан человек.
В.П. Калентьев.
Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо в зной и пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный,
А короче БАМ.
Из этой песни я впервые услышала о БАМе. Ее и другие комсомольские песни любит петь моя бабушка. Когда она была студенткой, то каждое лето уезжала со студенческими строительными отрядами. Она очень увлекательно рассказывала, какое это было созидательное, интересное время. Молодежь с энтузиазмом участвовала в строительстве страны, а самой масштабной комсомольской стройкой того времени была Байкало-Амурская магистраль.
Мне захотелось узнать об этом времени побольше. В библиотеке я прочитала интересные книги, а в интернете изучила множество статей об этой легендарной стройке века. Меня поразила протяжённость Байкало-Амурской магистрали – более 4000 километров, огромное количество больших и малых мостов (2230), возведённых городов и поселений (свыше 60)… И всё это благодаря героическому труду молодежи со всего Советского Союза.
Я была приятно удивлена, что в строительстве БАМа принимали участие и севчане. Семья Моисеевых, Любовь Михайловна и Николай Ильич, в молодости тоже работала там. Мне захотелось с ними познакомиться и услышать из первых уст, как они жили и трудились. К сожалению, Николая Ильича уже нет, но Любовь Михайловна бережно хранит память о том времени.
Мы договорились о встрече. Любовь Михайловна оказалась очень приветливой и интересной женщиной. К моему приходу подготовила фотографии, газеты, книги. Оказалось, что я видела фотографии ее и ее мужа в газете «Севская правда». Свой рассказ Любовь Михайловна начала с того, что в 1974 году они, молодые, сыграли свадьбу в селе Троебортное. Она работала бухгалтером, а Николай комбайнером. Все ладилось и на работе, и в семье. Родилась дочка, которую назвали Света. Хорошие друзья Воропаевы стали им кумовьями. Оба Николая, Моисеев и Воропаев, были энтузиастами, передовиками производства и легкими на подъем людьми. И когда открылась комсомольская стройка на БАМе, тысячи юношей и девушек устремились туда, в том числе и Николай Воропаев вместе с семьей. В своих письмах другу он писал, что работает на большой современной машине, что скоро приедет в Донецк на курсы, заедет домой в Троебортное и надеется, что Люба и Николай тоже захотят поехать с ним. И хотя было очень заманчиво, Моисеевы решились не сразу, но задумались. И вот в апреле 1976 года, когда дочке было уже 11 месяцев, приняли решение отправиться. Председатель колхоза очень не хотела, чтобы они уезжали, говорила их родителям : «Куда детей отпускаете в белый свет? Там ведь медведи…». Но молодые люди отправились обживать таежные края. Вначале ехали до Москвы, а потом неделю на поезде до Тынды.
В амурском городке их радостно встретили, предложили вагончик, потом дали небольшую квартиру в семейном общежитии. Несмотря на морозы, в квартире было очень тепло. Николай работал в тресте «БАМстроймеханизация» в передовой механизированной колонне водителем на большой машине «Магирус» оранжевого цвета. Он делал отсыпку железнодорожного полотна.
В Тынде работало много различных трестов. Первыми осваивали дорогу аэрофотогеодезисты, потом шли лесорубы, валили просеку. Затем взрывники выравнивали местность. За ними мостовики, а затем делалась отсыпка полотна. Шли от Тынды в сторону Иркутска. Муж Любови Михайловны уезжал на работу вначале на два дня, потом — на пять, на десять, в зависимости от того, как далеко уходила магистраль. На каждой машине работало по три человека. С Николаем трудились его друг Воропаев и еще земляк из Белых Берегов. На работу отвозили и привозили назад на вертолетах. Было трудно, морозы за -50, но полные сил и энергии молодые люди уверенно шли вперед.
Все были разных национальностей, разных специальностей, но по-настоящему дружили между собой, знакомились, влюблялись, пели песни под гитару… Часто шумели комсомольские свадьбы, появлялись новые БАМовцы. Рядом с Мосеевыми жили семьи из Абхазии, из Грузии. Детей можно было отдать в детский сад. Малышей было так много, что поначалу для Светы в садик носили свою кроватку. А через год у девочки появился братик Виталий, которого в семье в шутку называют «наш бамовец». Люба работала в бухгалтерии.
Нередко случалось, что все мужчины уезжали в тайгу, а женщины и дети оставались одни. Они помогали друг другу во всем. Дело молодое, и в кино по очереди бегали. Одни идут на один сеанс и приносят билеты на следующий тем, кто оставался с детьми. На БАМ тогда привозили лучшие новые фильмы. Самые популярные артисты и певцы хотели выступить на БАМе, туда приезжали Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, София Ротару и другие. Среди сосен появилась Фестивальная сопка, где проходили культурные мероприятия и фестивали.
Любовь Михайловна рассказала, что Тында строилась очень быстро. Когда они приехали, здесь были одноэтажные домики и дощатые тротуары. Но очень быстро здесь вырастали многоэтажные дома, появлялись новые улицы. Когда над Тындой взяли шефство москвичи, они построенным ими улицам давали московские названия. Так, появился свой Арбат, Красная Пресня, Сокольники.
Николай Ильич и на БАМе был в числе передовиков. Ему вручили Почетный диплом первого пассажира первого поезда по железнодорожному пути Тында – Беркакит, построенному с его участием. Любовь Михайловна показала его фотографии у переходящего знамени Джелтулакского райкома КПСС и райсполкома как победителя социалистического соревнования. «А вот он, — улыбаясь, продолжала Любовь Михайловна, — в своем Магирусе. А это выездная бригада поваров кормит обедом строителей возле вертолета, на котором их возили на работу». Мне эти две фотографии больше всех понравились. Пожелтевшие снимки с нечётким изображением… Но какая добрая на них атмосфера, какие весёлые, одухотворённые лица у людей! Смотрела в эти минуты на Любовь Михайловну и замечала в её глазах светлую грустинку по тем ярким, насыщенным годам в их жизни. А уехать семье оттуда пришлось, так как маленькому сыну было не по климату в таежных местах.
Любовь Михайловна Моисеева живет сейчас в Севске. Ее мужа, Николая Ильича Моисеева, севчане старшего поколения помнят как руководителя передового колхоза им. Куйбышева. Вот такую интересную историю жизни я узнала о людях из Севского района, строителях БАМа.
И сейчас, спустя 50 лет, это направление опять перспективно. На БАМ приглашаются молодые строители для работ по реконструкции магистрали. Развитие БАМа вышло на новую стадию. По радио я услышала, что президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме — 2024 сказал, что модернизация Байкало-Амурской магистрали является даже более масштабным проектом, чем ее строительство в СССР.
Я горжусь своей необъятной страной! И надеюсь, что когда я вырасту, я смогу проехать на поезде по маршрутам БАМа и увидеть своими глазами те места, про которые я узнала.
Антонина Кучина, учащаяся 7 «А» класса школы №1 города Севска.