«С какого дерева листок?»
Так звучит вопрос, задаваемый мною детям дошкольного возраста во время прогулки на улице. Цель данной игры – научить ребенка определять дерево по листьям, семенам, шишкам, плодам, называть его. Во время игры развивается интерес к окружающему миру, что является основой для формирования экологического воспитания ребенка.
Что же такое экологическое воспитание ребенка? Если мы посмотрим на слово экология, то заметим, что оно образовано от двух греческих слов «экос» – дом и «логос» – наука, дословно – наука о доме. Следовательно, экологическое воспитание – это процесс формирования бережного отношения человека к природе и в окружающей среде.
Проблема экологического воспитания была и остаётся актуальной. Многие педагоги прошлого столетия внесли огромный вклад в становление экологического воспитания дошкольников. Это и Ян Амос Коменский, который утверждал, что природа влияет на развитие сенсорики ребенка; и Иоган Генрих Песталоцци – считал природу одним из решающих факторов развития ребенка; и Дмитрий Константинович Ушинский, русский педагог и писатель, в своей книге «Родное слово» знакомит детей дошкольного возраста с растениями, животными, неживой природой; и другие. Отсюда можно сделать вывод, что экологическое воспитание сопровождает ребенка с самого его рождения, а воспитатели и педагоги всего лишь помогают детям разобраться в этом.
Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы воспитателя. Но, ознакомительный характер процесса природного воспитания, ориентирование на формальное заучивание, а не на анализ, размышление, оценку экологических ситуаций и действий людей в окружающей среде, утрата способов существования в природе, оторванность от природы, отражающаяся на образе жизни ребенка, его действиях, не позволяют говорить о высокой результативности экологического образования. Поэтому, в современной педагогике экологическое воспитание тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, с методами освоения дошкольником разных сторон действительности, в том числе и природы.
Для поддержки педагогов в обучении экологическому воспитанию детей дошкольного возраста существует множество различных программ: «Паутинка» Ж.Л. Васякиной – Новиковой; «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой; «Живая экология» А.И. Ивановой и другие. Работа воспитателем предполагает комплексный анализ многообразия программ, умение их комбинировать и выбирать различные фрагменты, на базе одной цели. Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада и родителей.
Для решения данной задачи помимо игры, название которой звучит в заголовке данной статьи, на прогулке мной используются и другие: «Когда это бывает?»; «Из чего это сделано?»; «Съедобное/несъедобное»; «Полезное/неполезное»; «Назови дерево (животное, птицу, гриб) по описанию»; «Кто где живет?»; «Живая/неживая природа»; «Летает, плавает, бегает, прыгает»; «Подбери тень»; «Угадай, что съел»; «Что сначала, что потом» и т.д. Каждая игра, по средствам цели знакомит ребенка с природой и окружающим миром, воспитывает бережное и уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание не ограничивается прогулкой на улице, в группе мы с детьми регулярно рассматриваем различные плакаты по экологии: «Чего не стоит делать в лесу», «Вода в природных явлениях» и др.; читаем сказки: «Сказка о маленьком кедре»; «История одной капли»; «Нет места мусору» и др.; проводим соревнования: «Знатоки природы»; «Экологический светофор»; ребята знакомятся с животными и растениями Брянской области, занесенными в Красную книгу.
2024 год указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Именно семья играет ключевую роль в экологическом воспитании и формировании бережного отношения к природе. А использование игр поможет родителям и другим членам семьи с пользой провести время с ребенком, а так же научит правильно вести себя в тех или иных ситуациях, осознанно выполнять правила безопасного поведения в природе.
Т.Ю. КОРНАКОВА, воспитатель детского сада №1 города Севска.