БАРС Брянск

Ярмарки в Севске

13 июля 2024

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней.

Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок).

В XVIII–XIX вв. основной формой торговли в Российской империи являлись именно ярмарки. Большая их часть работала поздней осенью и зимой, так как в это время устанавливался санный путь, что при российском бездорожье имело решающие значение. К тому же осенью завершались основные сельскохозяйственные работы, и крестьяне получали возможность отлучиться на время от своих хозяйств.

Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы.

Самые масштабные и известные дореволюционные торги — Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская и Барнаульская ярмарки.

Так русские художники изображали их на своих картинах: как праздничное мероприятие, где люди – в красивой выходной одежде. Но сохранилось несколько фотографий конца 19–начала 20 вв., где можно увидеть, как на самом деле выглядели ярмарки в Российской Империи и крестьяне, приехавшие туда.

Край северян и вятичей, к коему относится и старинный город Севск, начиная с XII в., втягивается в круговорот жизни обеих половин тогдашней Руси – южной и северной.

Торгово-промышленная жизнь русского города того времени развивалась медленно. Раньше под городом подразумевался укрепленный, обведенный деревянною стеною (или частоколом – «острогом») центр города. Если имела место в городе торговля, то она сосредотачивалась вне стены, или острога, на посаде, на месте, названном в последствии «торгом», а раньше называвшемся «гостьбой», или погостом, куда приезжали купцы, именовавшиеся в старину «гостями» (например, в былинах Садко – богатый гость). Сюда же сходились бортники (пчеловоды) и звероловы для продажи своих продуктов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках, как привычных людских сборищах, строились христианские храмы. Территорию, которая окружала храм, стали называть «погостами».

В начале XVIII века, во время паломничества на Святую Землю, через город Севск проезжал священник о. Иоанн Лукьянов, который вел путевые записки.  В его дневнике о Севке сказано: «Град Севск стоит на реке Севе, град деревянный, другой острог дубовый, третий земляной. Град хороший Севск вельми. Ряды и торги хороши, а люди в нем живут все служилые, мало посадских, и московские есть стрельцы, все люди тертые, зело доброхотны и приветливы».

Как сказано выше, в XVIII-XIX веках центрами скопления различных товаров на территории Русского государства были несколько крупных ярмарок. «Одна из них  – Макарьевская – находилась в 70 км от Нижнего Новгорода, у Макарьевского монастыря, другая – Свенская – у Свенского монастыря близ Брянска».

Товары с Макарьевской ярмарки, главным образом сибирская пушнина и волжская рыба, шли на Свенскую ярмарку, которая начиналась 15 августа и продолжалась 10 дней. Свенская ярмарка снабжала государство товарами украинского рынка. Посредником между Макарьевской и Свенской ярмарками было московское купечество, а включение украинского рынка в систему всероссийского шло через Севск, Брянск и Курск. Это были: крупный и мелкий рогатый скот, овчина, кожа, шерсть, мясо, сало, мед, воск, табак, водка, селитра, порох, стекло, ножи, косы (с Украины), а с Крыма и Турции – кумач, хлопчатая бумага.

В начале XVIII века в связи с петровскими преобразованиями и войнами стало строже производиться взимание внутренних пошлин, чем прежде. Чтобы товары, шедшие из Великороссии на Украину и далее в Польшу, не продавались беспошлинно, было установлено, что в Севске, Курске и Брянске должна взиматься, кроме обычной внутренней пошлины, также и «портовая» пошлина с товаров, идущих на украинские рынки.

В связи с этим, всякий, кто вез товары через Севск, получал явку Севской таможни, означавшую, что он уплатил портовую пошлину и мог свободно провозить и продавать свои товары. Когда люди с товарами проезжали через Севск, то многие из них торговали ими и в самом городе, если необходимые пошлины были уплачены.

Севск, утратив свое административное значение в 1778 году в связи с образованием Орловского наместничества, «еще целое столетие, до проведения железных дорог в последней четверти XIX века, был видным торговым пунктом. Естественная база – плодородные земли, заливные луга и большие дубравы со строительным лесом, благоприятствовала экономическому развитию города.

Начиная с 80-х годов XVIII в., в Севске прослеживается рост количества заводов, домов, торговых лавок, промыслов. В начале XIX века производство в Севске и его уезде также растет. Продукты своего труда жители уезда вывозили на базар в Севск. Базары проводились ежедневно, а по пятницам и воскресеньям они были большими.

Ежегодно проводились ярмарки продолжительностью до 7 дней каждая:

  • Десятая (Десятная) проходила в 10-ю пятницу после Пасхи.
  • Воздвиженская – 14 сентября.
  • Временная (Ременная) – 28 октября.
  • Название еще одной ярмарки не сохранилось; проходила она в так называемый Фомин понедельник (понедельник на второй неделе после Пасхи).

Основной торг в Севске был на Гостиной горе, на Базарной площади (ныне – площадь имени Октябрьской революции).

Площадь в разное время называлась по-разному: Соборная, Базарная, Красная.

Съезжались на ярмарки преимущественно купцы из Орла, Карачева, Трубчевска, Рыльска, Новгорода-Северского, Середина-Буды и других соседних мест. «…в 70-80-е годы XIX столетия, к Севску в большом количестве шел хлеб. …Сосредоточиваясь в Севске, товары шли в Трубчевск». Частью хлеба торговали на ярмарках и в самом Севске.

Продавали свои изделия и продукты ремесленники – сапожники, портные, жестянщики, кузнецы, прялочники, а также мещане, крестьяне окрестных селений, севские купцы и перекупщики. Крестьяне привозили: зерно, масло, поросят, кур, яйца, свиное сало, картофель и овощи, сено, солому, дрова, пеньку, холст, лыко и др. товары. Украинские крестьяне привозили гончарные изделия. Из Трубчевского уезда доставлялись корыта, вёдра, дуги, оглобли и прочее.

Торговки продавали хлеб, требуху, жареную на постном масле, солёную рыбу, квас, яблоки и груши, дешевые конфеты и пряники, семечки и др. товары. Несмотря на то, что город стоял не близко от железной дороги, в Севске всегда было обилие товаров. Строго нормированных цен на товары не устанавливалось.

В городе крупная торговля была сосредоточена в руках купцов торговых рядов, располагавшихся по периметру площади. Каменные двухэтажные лавки принадлежали городской управе и сдавались в аренду. Мелкие лавочки полукольцом опоясывали здание Успенского собора. Здесь же, около собора, находился крытый железом навес с большим количеством рундуков, который севчане называли «обжорным» рядом. На площади торговцы также строили небольшие деревянные будки.

По данным «Списка существующих в Российской империи ярманок»  в 1834 году на Десятую ярмарку в Севск доставлялось товара на 204400 рублей, продавалось товара на 63000 рублей, а народа стекалось около 10000 человек; на Временную – 97300, 40800 и 7000 соответственно.

Оборот Воздвиженской ярмарки составлял 20 000 рублей; ярмарки, проходившей в Фомин понедельник, – 5000 рублей.

В Севске торговали не только на центральной площади города, но и на Ярмарочной, а также Хлебной площади, что находилась в южной части главной севской улицы – Киевской (ныне – улица Ленина). Здесь велась торговля зерновыми культурами, а также пенькою и конопляным маслом.

Небольшие ярмарки проходили 6 августа – при Спасском монастыре, а 9 мая – в селе Доброводье.

Ярмарки для жителей города и всего уезда были большим праздником. На ярмарках можно было услышать весёлый смех, шутки, деловой разговор.

Единственным и большим развлечением  для приехавших в Севск крестьян были карусели, которые кружились под звуки гармоники. Но все это осталось в прошлом.

Развитие ярмарочной деятельности в Севске имело большое значение для приобретения городом статуса важного торгового пункта в XVIII-XIX вв. У жителей г. Севска и уезда на протяжении многих лет был рынок сбыта продукции, которую производило их собственное хозяйство или предприятие. Значимой была связь между регионами: ярмарки выполняли как хозяйственную, так и коммуникативную функцию: на них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран.

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса.

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами.

Но войны и революции начала XX столетия привели промышленность и торговлю русского государства в упадок. Нижегородская (Макарьевская) ярмарка с 1930 года больше чем на полвека прекратила свое существование. В Севске большие ярмарки проводились еще до конца 1980-х гг. В начале 1990-х гг. они прекратили свое существование, в связи с появлением частных торговых точек. В настоящее время, начиная с конца 1990-х, в Севске постоянно функционирует рынок, где можно приобрести  товар.

В Севском уезде были и небольшие ярмарки: 8 июля – при Богородицкой Площанской пустыни, 20 июля и 1 октября – в селе Селечня, 6 августа – при Спасском монастыре, в день Вознесения Господня – в Брасово, 9 мая – в селе Доброводье.

И. Лучко, заведующий Севским краеведческим музеем.

Еще по теме:

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
11 января 2025, 10:19

В Алешковичском СДК состоялся праздничный танцевальный вечер для старшего поколения

Специалист Дома культуры Светлана Столярова организовала и провела мероприятие под названием "Старый год стучит в окно". Как сообщает "Рассвет 32", представители старшего поколения стали участниками вечера, который открылся увлекательным рассказом об истории и традициях старого Нового года. (далее…)

11 января 2025, 09:12

Брянские прихожане отправили на передовую очередную партию гуманитарной помощи

Очередная отправка помощи от прихода храма во имя Святителя Николая города Сельцо в зону проведения СВО состоялась. Как информирует "Брянская губерния" со ссылкой на пресс-службу Брянской епархии, большое количество продуктов питания, средств гигиены, сладостей собрано. (далее…)

10 января 2025, 16:18

В Брянской области стартует региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Задания по предмету "Мировая художественная культура» выполнят уже 11 января 39 учащихся. Как рассказывает ГТРК "Брянск", 1200 показавших высокие результаты на муниципальном отборе старшеклассников приглашены на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников из всех районов области. (далее…)

10 января 2025, 15:33

В Брянске транспортные предприятия перевезли более 50 млн. пассажиров

Рекордным в сфере муниципальных пассажирских перевозок вновь стал 2024 год. Как сообщает сайт Брянской городской администрации со ссылкой на заместителя главы Брянской городской администрации Игоря Чубчикова, 52 млн. человек воспользовались автобусами и троллейбусами. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in