Ярмарки в Севске
Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней.
Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок).
В XVIII–XIX вв. основной формой торговли в Российской империи являлись именно ярмарки. Большая их часть работала поздней осенью и зимой, так как в это время устанавливался санный путь, что при российском бездорожье имело решающие значение. К тому же осенью завершались основные сельскохозяйственные работы, и крестьяне получали возможность отлучиться на время от своих хозяйств.
Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы.
Самые масштабные и известные дореволюционные торги — Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская и Барнаульская ярмарки.
Так русские художники изображали их на своих картинах: как праздничное мероприятие, где люди – в красивой выходной одежде. Но сохранилось несколько фотографий конца 19–начала 20 вв., где можно увидеть, как на самом деле выглядели ярмарки в Российской Империи и крестьяне, приехавшие туда.
Край северян и вятичей, к коему относится и старинный город Севск, начиная с XII в., втягивается в круговорот жизни обеих половин тогдашней Руси – южной и северной.
Торгово-промышленная жизнь русского города того времени развивалась медленно. Раньше под городом подразумевался укрепленный, обведенный деревянною стеною (или частоколом – «острогом») центр города. Если имела место в городе торговля, то она сосредотачивалась вне стены, или острога, на посаде, на месте, названном в последствии «торгом», а раньше называвшемся «гостьбой», или погостом, куда приезжали купцы, именовавшиеся в старину «гостями» (например, в былинах Садко – богатый гость). Сюда же сходились бортники (пчеловоды) и звероловы для продажи своих продуктов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках, как привычных людских сборищах, строились христианские храмы. Территорию, которая окружала храм, стали называть «погостами».
В начале XVIII века, во время паломничества на Святую Землю, через город Севск проезжал священник о. Иоанн Лукьянов, который вел путевые записки. В его дневнике о Севке сказано: «Град Севск стоит на реке Севе, град деревянный, другой острог дубовый, третий земляной. Град хороший Севск вельми. Ряды и торги хороши, а люди в нем живут все служилые, мало посадских, и московские есть стрельцы, все люди тертые, зело доброхотны и приветливы».
Как сказано выше, в XVIII-XIX веках центрами скопления различных товаров на территории Русского государства были несколько крупных ярмарок. «Одна из них – Макарьевская – находилась в 70 км от Нижнего Новгорода, у Макарьевского монастыря, другая – Свенская – у Свенского монастыря близ Брянска».
Товары с Макарьевской ярмарки, главным образом сибирская пушнина и волжская рыба, шли на Свенскую ярмарку, которая начиналась 15 августа и продолжалась 10 дней. Свенская ярмарка снабжала государство товарами украинского рынка. Посредником между Макарьевской и Свенской ярмарками было московское купечество, а включение украинского рынка в систему всероссийского шло через Севск, Брянск и Курск. Это были: крупный и мелкий рогатый скот, овчина, кожа, шерсть, мясо, сало, мед, воск, табак, водка, селитра, порох, стекло, ножи, косы (с Украины), а с Крыма и Турции – кумач, хлопчатая бумага.
В начале XVIII века в связи с петровскими преобразованиями и войнами стало строже производиться взимание внутренних пошлин, чем прежде. Чтобы товары, шедшие из Великороссии на Украину и далее в Польшу, не продавались беспошлинно, было установлено, что в Севске, Курске и Брянске должна взиматься, кроме обычной внутренней пошлины, также и «портовая» пошлина с товаров, идущих на украинские рынки.
В связи с этим, всякий, кто вез товары через Севск, получал явку Севской таможни, означавшую, что он уплатил портовую пошлину и мог свободно провозить и продавать свои товары. Когда люди с товарами проезжали через Севск, то многие из них торговали ими и в самом городе, если необходимые пошлины были уплачены.
Севск, утратив свое административное значение в 1778 году в связи с образованием Орловского наместничества, «еще целое столетие, до проведения железных дорог в последней четверти XIX века, был видным торговым пунктом. Естественная база – плодородные земли, заливные луга и большие дубравы со строительным лесом, благоприятствовала экономическому развитию города.
Начиная с 80-х годов XVIII в., в Севске прослеживается рост количества заводов, домов, торговых лавок, промыслов. В начале XIX века производство в Севске и его уезде также растет. Продукты своего труда жители уезда вывозили на базар в Севск. Базары проводились ежедневно, а по пятницам и воскресеньям они были большими.
Ежегодно проводились ярмарки продолжительностью до 7 дней каждая:
- Десятая (Десятная) проходила в 10-ю пятницу после Пасхи.
- Воздвиженская – 14 сентября.
- Временная (Ременная) – 28 октября.
- Название еще одной ярмарки не сохранилось; проходила она в так называемый Фомин понедельник (понедельник на второй неделе после Пасхи).
Основной торг в Севске был на Гостиной горе, на Базарной площади (ныне – площадь имени Октябрьской революции).
Площадь в разное время называлась по-разному: Соборная, Базарная, Красная.
Съезжались на ярмарки преимущественно купцы из Орла, Карачева, Трубчевска, Рыльска, Новгорода-Северского, Середина-Буды и других соседних мест. «…в 70-80-е годы XIX столетия, к Севску в большом количестве шел хлеб. …Сосредоточиваясь в Севске, товары шли в Трубчевск». Частью хлеба торговали на ярмарках и в самом Севске.
Продавали свои изделия и продукты ремесленники – сапожники, портные, жестянщики, кузнецы, прялочники, а также мещане, крестьяне окрестных селений, севские купцы и перекупщики. Крестьяне привозили: зерно, масло, поросят, кур, яйца, свиное сало, картофель и овощи, сено, солому, дрова, пеньку, холст, лыко и др. товары. Украинские крестьяне привозили гончарные изделия. Из Трубчевского уезда доставлялись корыта, вёдра, дуги, оглобли и прочее.
Торговки продавали хлеб, требуху, жареную на постном масле, солёную рыбу, квас, яблоки и груши, дешевые конфеты и пряники, семечки и др. товары. Несмотря на то, что город стоял не близко от железной дороги, в Севске всегда было обилие товаров. Строго нормированных цен на товары не устанавливалось.
В городе крупная торговля была сосредоточена в руках купцов торговых рядов, располагавшихся по периметру площади. Каменные двухэтажные лавки принадлежали городской управе и сдавались в аренду. Мелкие лавочки полукольцом опоясывали здание Успенского собора. Здесь же, около собора, находился крытый железом навес с большим количеством рундуков, который севчане называли «обжорным» рядом. На площади торговцы также строили небольшие деревянные будки.
По данным «Списка существующих в Российской империи ярманок» в 1834 году на Десятую ярмарку в Севск доставлялось товара на 204400 рублей, продавалось товара на 63000 рублей, а народа стекалось около 10000 человек; на Временную – 97300, 40800 и 7000 соответственно.
Оборот Воздвиженской ярмарки составлял 20 000 рублей; ярмарки, проходившей в Фомин понедельник, – 5000 рублей.
В Севске торговали не только на центральной площади города, но и на Ярмарочной, а также Хлебной площади, что находилась в южной части главной севской улицы – Киевской (ныне – улица Ленина). Здесь велась торговля зерновыми культурами, а также пенькою и конопляным маслом.
Небольшие ярмарки проходили 6 августа – при Спасском монастыре, а 9 мая – в селе Доброводье.
Ярмарки для жителей города и всего уезда были большим праздником. На ярмарках можно было услышать весёлый смех, шутки, деловой разговор.
Единственным и большим развлечением для приехавших в Севск крестьян были карусели, которые кружились под звуки гармоники. Но все это осталось в прошлом.
Развитие ярмарочной деятельности в Севске имело большое значение для приобретения городом статуса важного торгового пункта в XVIII-XIX вв. У жителей г. Севска и уезда на протяжении многих лет был рынок сбыта продукции, которую производило их собственное хозяйство или предприятие. Значимой была связь между регионами: ярмарки выполняли как хозяйственную, так и коммуникативную функцию: на них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран.
В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса.
Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами.
Но войны и революции начала XX столетия привели промышленность и торговлю русского государства в упадок. Нижегородская (Макарьевская) ярмарка с 1930 года больше чем на полвека прекратила свое существование. В Севске большие ярмарки проводились еще до конца 1980-х гг. В начале 1990-х гг. они прекратили свое существование, в связи с появлением частных торговых точек. В настоящее время, начиная с конца 1990-х, в Севске постоянно функционирует рынок, где можно приобрести товар.
В Севском уезде были и небольшие ярмарки: 8 июля – при Богородицкой Площанской пустыни, 20 июля и 1 октября – в селе Селечня, 6 августа – при Спасском монастыре, в день Вознесения Господня – в Брасово, 9 мая – в селе Доброводье.
И. Лучко, заведующий Севским краеведческим музеем.