Листая памяти страницы
Много горя, потерь, страданий, разрухи принесла Великая Отечественная война. Она надолго перевернула весь уклад и ход жизни большинства населения страны. Военные годы остались где-то далеко позади, но сама она всей силой человеческой памяти крепко держит нас.
Ветерану войны и труда, Александру Васильевичу Макарову, жителю города Севска, многое пришлось пережить и испытать: войну и послевоенные годы, восстановление после разрухи, голод, тяжелый физический труд. Это рассказ о жизни мужчины, в которой отразилась судьба целого поколения, рожденного до войны и ныне уходящего. Вместе со своим собеседником я вернусь в его детство и юность, чтобы вместе с вами, дорогие читатели, пережить заново все важные моменты на жизненном пути человека.
Деревенское довоенное детство
Александр Васильевич Макаров родился 20 июня 1926 года в селе Погребы Сенновского сельсовета в многодетной крестьянской семье. А всего детишек было пятеро. Он был четвертым ребенком Василия Михайловича и Екатерины Семеновны Макаровых. Детство было беззаботным, счастливым, ведь родители были рядом. До войны успел окончить семь классов Сенновской сельской школы. Учёба в школе давалась легко. Село находилось около реки Сев и пацаны, росли, что называется, на речке. Рыбачили, купались. Детей в семьях жителей было помногу. Скучать им точно было некогда! Отец и мать занимались сельским хозяйством, работали в колхозе. Все дети помогали взрослым с самого детства. И эта помощь была ощутимой. Умел косить, стоговать, за плугом ходить, со скотом домашним управляться. Совместный труд с родителями всегда взращивал человека трудолюбивого. Что касается питания, то перед войной, по его мнению, в деревне никто не голодал, хотя еда была простой, без каких-либо изысков.
Война вошла в мальчишество его
А какие воспоминания у людей, которые пережили Великую Отечественную войну? Подрастает уже четвертое поколение после ее окончания, но часто ли говорим со своими детьми, внуками и правнуками, с какими непосильными трудностями столкнулись дети военного времени, чтобы сегодня мы жили спокойно и счастливо под мирным небом? А ведь еще можно спросить вживую тех, кто сам был участником тех событий, тех, чья память сохранила все очень отчетливо, в мельчайших подробностях, будто это было вчера. И очень важно, что ветеран делится своими воспоминаниями.
Когда война началась ему только — только исполнилось пятнадцать лет. Почти всех мужчин села, за исключением пожилых и инвалидов, отправили на фронт. Остались только старики, больные и юноши. Старшего брата Ивана забрали с первых дней войны, и он не вернулся, погиб под Белостоком. Александр Васильевич вспоминает о тех далеких временах:
— До 1943 года, когда начались бои за Севск, в Погребах, Сенном, Доброводье стояли наши солдаты, а немцы находились за Дубравой, занимали села Дубки, Голопузовка. Фашисты часто устраивали обстрелы из минометов и пулеметов. Мальчишки по звуку различали, какой пулемет строчит, наш или вражеский. Цепь вырытых окопов шла прямо по огородам. За Погребами начинался лог, там стояли сорокапятимиллиметровые противотанковые пушки — «сорокапятки». На подступах к своим позициям немцы вели стрельбу, очень боялись внезапного нападения и действий лесных народных мстителей — партизан. Чаще всего обстрелы происходили в предрассветные часы, вечером и ночью. С приближением линии фронта все ближе и громче слышались разрывы снарядов, сильная канонада из многих артиллерийских орудий. Когда передовая линия фронта была уже совсем рядом, началась эвакуация мирных жителей. Оставались в Погребах до последнего, хотя другие близлежащие села уже эвакуировали. Сплошь шли ожесточенные бои, земля тряслась и горела, от частых взрывов в доме дрожали оконные стекла. Было страшно. Вся семья пряталась в подвале. Тут нам сообщили об эвакуации. Мы спешно покидали село. С тремя сестрами и родителями Александр Васильевич полгода находился в поселке Белый Ключ, в Конышевском районе Курской области. Из эвакуации они вернулись в сентябре 1943 года. Дом, в родном селе уцелел. В кухне, у раскрытого окна, которое выходило на реку Сев, на земляном возвышении стоял вышедший из строя пулемет, рядом — пустые ленты.
Вскоре Александра и его сверстников из близлежащих сел вызвали в военкомат, где сообщили о том, что будут обучать военному делу. Занимались офицеры с теми, кому еще не было восемнадцати и потому не подлежащих призыву на фронт. И начались тренировки в селе Поздняшовка: физическая подготовка, построения, ходьба строем. Их учили разбираться в оружии, стрелять из него. Два месяца занятий, месяц перерыв, и еще два месяца занятий. После месяца «каникул» из всех «новобранцев» отобрали сорок человек, и стали учить их обезвреживать оставшиеся после войны вражеские мины — противотанковые и противопехотные, ведь после изгнания фашистов поля, леса, луга – все было нашпиговано ими. Это смертельно опасная работа. Одну из групп возглавил старший лейтенант Иван Егорович Урядников. Подростки, 16-17 лет, вооружившись миноискателями, искали немецкие мины в полях, густо заросших высокой и полегшей травой. Когда миноискатель нащупывал взрывное устройство, раздавался характерный сигнал, и дальше нужно было аккуратно, не задевая торчащих «усиков» выкрутить и вынуть взрыватель. После этого она считалась обезвреженной. На дорогах и лесных тропинках немцы устанавливали «растяжки» — стоило задеть металлическую проволоку, и заряд срабатывал. Саперы не только вражеские мины обезвреживали, но и выполняли приказ: очистить бывшие поля боёв от «железа», оставленного после изгнания врага. А на полях и лугах этого было в достатке. Отсюда ведь до огненной Курской дуги рукой подать, тяжелые бои и сражения проходили. Вот они, идя цепью, и собирали это “наследие войны”, оставшееся в земле. Их командир взрывал «боевые», а безопасные грузили на подводы, после чего вывозили весь этот лом на лошадях. В июне 1944 неподалеку от села Дубрава разминировали поле, примыкающее к дороге. Первым от дороги шел Александр Васильевич. Миноискатель «молчал», и вдруг рядом взорвалась мина. Видимо, не заметил «растяжку», задел ее, и установленная у дороги она взорвалась. В памяти остались взрыв, боль в ногах, ужас от вздыбленной земли, да перепуганное лицо напарника. Александр получил ранение обеих ног. Больше пострадала левая — взрывом частично раздробило ступню и кость. В Севской больнице, куда его, окровавленного, доставили, врач-хирург ампутировал ему часть ноги и зашил многочисленные рваные раны.
Больше месяца провел в больнице, а затем вернулся домой с диагнозом «Инвалид III группы по случаю». Таковым и считался долгие годы, пока в Севский военкомат не приехал И.Е Урядников. Именно он, бывший командир, помог всем, кто под его началом обучался саперному делу получить соответствующие удостоверения минеров — участников Великой Отечественной войны. Это дало право пользоваться льготами и преимуществами, установленными действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. Как сообщил Александр Васильевич, он и те, кто вместе с ним после освобождения Севского района разминировал поля, выполнял эту опасную работу, считались добровольцами, а не военнослужащими — им ведь в ту пору не было восемнадцати.
Как молоды мы были
История любви началась с четвертого класса. Со школьной скамьи ему нравилась девочка Лена. Уже тогда проявлял внимание: то конфеткой угостит, то горсть семечек насыплет. Вот так пришла любовь — раз и навсегда. Жизнь свою без нее не представлял. Думал, откажется от него после того, что с ним случилось. Ведь вместо ноги деревяшка. Три года не решался сделать предложение. Но нет, не отступила, не променяла на другого, не побоялась связать свою жизнь с инвалидом. Трижды к ней сватались другие женихи, всем отказала. Очень любила Александра, как и он ее. Свадьбу сыграли в 1948 году. В 1949-м родился первенец — сын Николай. Через два года — второй сын Владимир. Александр Васильевич и Елена Николаевна трудились в колхозе. Всегда занимались огородом и личным подворьем. В 1976-м вся семья переехала из Погребов в Севск. Купили старый дом, своими руками доводил до ума: сложил печь, перестелил пол, перекрыл крышу. В своем доме всегда работы хватает: то забор подделать, то фундамент переложить, то окно новое вставить. Все делал сам, а Лена всегда помогала. Ведь любые трудности вдвоем перенести легче, а жизнь это не только радостные события и совместный отдых, это еще и тяжелый труд, и много еще чего не совсем радостного и приятного. Как говорится в пословице «Жизнь прожить — не поле перейти». В семье всегда нужна взаимная поддержка и понимание. Судьба отмерила Александру и Елене сорок восемь счастливых лет, а потом Елены не стало…
Жизнь продолжается в любом возрасте и вовсе не важно сколько нам лет. Всем известно, что женщине легче прожить без мужчины. А мужчине без женщины – гораздо сложнее. Александр чувствовал себя одиноким. В доме нужна была хозяйка. Через некоторое время встретил женщину, стали жить вместе. Восемнадцать лет прожил со второй супругой Середовой Марией Егоровной. В настоящее время Александр Васильевич живет один. Старший сын уже покинул этот мир, а младший сын Владимир с внуком проживает в Твери, приезжает на свою малую родину в гости к отцу. Александра Васильевича часто навещают правнуки — их у него шестеро. Как говорит сам ветеран — это его главное богатство. Внучка Татьяна и внук Сергей живут в Севске, у них свои семьи. Но никогда не забывают о своем дедушке. Именно они помогают управляться с огородом, приготовлением еды, уборкой в доме и другими бытовыми вопросами. Хотя многое он делает сам. Александр Васильевич считает себя вполне счастливым и довольным своей жизнью. Главное ведь, чтобы родные люди были рядом. Сохранять себя в тонусе помогает общение с близкими, их забота и внимание. Не в этом ли главный секрет долголетия ветерана?
Любой почетен труд
Переехав в Севск он устроился работать в крахмальный цех. На лошадке возил картофель. После закрытия цеха стал работать бондарем в цеху, в котором делали вино. Еще в детстве научился изготавливать и собирать бочки. За свою долгую трудовую жизнь был и плотником в стройконторе, и кочегаром в котельной, и простым рабочим на многих местных предприятиях в городе. Про такого говорят «на все руки мастер». Выйдя на пенсию, продолжал работать. Его трудовой стаж более 45 лет. Александр Васильевич показал самое дорогое и ценное, что у него есть: грамоты за труд и медали к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне. Они бережно хранятся, как память о прошлом и являются главной ценностью семейных реликвий. Хотя зрение подводит, но ветеран часто берет их в руки и прижимает к сердцу. Это оценка его трудовой деятельности и вклада в победу над врагом.
Давайте радоваться будем
Александр Васильевич Макаров — человек того поколения, на долю которого выпало много трудностей, но оно выстояло в войну, справилось с послевоенной разрухой и оно умело быть благодарным тому редкому и малому счастью, тому хорошему, что выпадало на их долю. Как удивительно, что, несмотря на все испытания, Александр Васильевич умеет принимать реальность и радуется тому, что судьба ему подарила. Его, конечно, беспокоят старые раны, давление скачет и со зрением проблемы и много чего не так, но ветеран не сдается годам. Речь четкая и ясная, память не подводит. В свои 97лет еще может дать фору многим молодым своим жизнелюбием и позитивным взглядом на жизнь. Телевизор не смотрит, но слушает новости и может дать оценку событиям, происходящим в современном мире. Своим оптимизмом и искренностью, умением поддержать беседу, готовностью поделиться своими воспоминаниями Александр Васильевич вызывает уважение и восхищение.
Прощаясь с ветераном я пожелала Александру Васильевичу крепкого здоровья, бодрости духа и долгих лет в окружении родных и близких!
P.S. Жизнь человека похожа на книгу. Перелистывая страницы, понимаешь, что у каждого человека своя судьба и рассказанная мной история — лишь одна из множества историй людей, прошедших и переживших многое. Война наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Но она и закалила. Об Александре Васильевиче можно сказать: жизнь прожита не зря, он — достойный образец для воспитания подрастающего поколения.
Светлана ХОЗИНА.