Развитие читательского интереса у детей
Чтение занимает важное место в жизни каждого культурного человека. Именно через чтение книг дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать, формирует правильную речь.
Однако современный ребенок, легко и в большом количестве получающий информацию из интернета, телевидения, кино, теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир, дать знания и представления о жизни, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Необходимо прививать ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книг среди членов своей семьи. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребенку обязательно захочется узнать, что будет дальше. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте его и ваши впечатления. Воспитывайте бережное отношение к книге. Помните, чем лучше и больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.
Если ребенок еще на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут, пересказал содержание. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами). Необходимо отличать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху. Можно использовать такие упражнения для повышения техники чтения, как чтение слоговых таблиц, чтение чистоговорок, чтение задом наперед и другое.
Эти и другие регулярные упражнения помогут детям освоить и улучшить навыки чтения. В процесс обучения мы можем обращаться к различным методикам, включающим таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения. Самое главное – хвалить ребенка за успехи и мотивировать его обучиться хорошо читать, чтобы открыть для себя новые возможности.
Т. БОБРОВА, учитель начальных классов МБОУ «Севская средняя школа №2».
Фото: detkiportal.ru