Служба участковых уполномоченных
7 ноября 1923 года приказом начальника милиции РСФСР утверждена инструкция участковому надзирателю города. С тех пор этот день отмечается как день рождения специализированной службы участковых инспекторов.
В годы Великой Отечественной войны участковые уполномоченные самоотверженно выполняли свой долг, многие ушли на фронт и воевали с фашистскими захватчиками. В марте 1959 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Дружинникам совместно с участковыми было поручено патрулирование в общественных местах, пресечение хулиганства, борьба с пьянством, самогоноварением, спекуляцией.
В 1969 году вновь вернулось наименование участковый инспектор милиции, а с 1973 года участковые инспекторы были включены в состав уголовного розыска. С 1 июня 1986 года они вновь введены в состав службы охраны общественного порядка.
Мне хочется вспомнить и поделиться впечатлениями о службе участкового инспектора. Данную службу прошел как в городской местности, так и в сельской. Служба в городе имеет большие различия: населения в районе в 1970-1980 годы было в разы больше нынешнего. Участковый города из транспорта имел дорожный велосипед, а в сельской местности полагалась служебная лошадь.
На территории города работала 31 организация. В каждой работала добровольческая народная дружина, которая в соответствии с утвержденным графиком совместно с работником милиции осуществляла охрану общественного порядка. За это сотрудникам дружины к очередному отпуску прибавлялось 3 рабочих дня. Много сил и здоровья отдал общественной работе главный лесничий Севского мехлесхоза Г.В. Тараканов, длительное время возглавлявший работающий тогда в Севске совет опорного пункта.
Сейчас в разговорах с молодыми сотрудниками полиции можно слышать, что в свое время мы часто уезжали из отдела на несколько суток. Это действительно так. Но это было требование того времени. На селе уголовные преступления чаще совершались в ночное время. От службы участкового инспектора зависели показатели в деятельности всего отдела: помимо пресечения административных правонарушений он обязан был участвовать в раскрытии уголовных преступлений, совершенных на обслуживаемом им участке.
Вспоминается один случай. В одну зимнюю холодную ночь в отдел поступил звонок, что по улице Свердлова в Севске совершена кража в магазине, который жители прозвали «Солдатский». Участвуя в составе оперативной группы и отрабатывая близлежащие к преступлению частные домовладения, я заметил на пригорке частный дом, из окон которого шло сильное задымление. Подбежав поближе к горящему дому, пришлось проникнуть внутрь. На улицу вытащили человека без сознания. Им оказался Василий Конев. Подоспевшие медики из «скорой» оказали ему нужную медицинскую помощь.
А вот другой случай. Возвращаясь на лошади зимой в вечернее время из поселка Рабочий, я проезжал деревню Воскресеновка. На поле заметил на снегу странную возвышенность. Подъезжая ближе, недалеко от проезжей дороги, заметил занесенную снегом сумку с зеленым крестом.
Хозяином сумки оказался занесенный снегом ветеринарный врач колхоза «40 лет Октября» Николай Баусов. Погрузив его в сани, быстро доставил его к колхозному помещению «Кормозапарник», где тепло стояло круглосуточно. Дежурившие сторожа оказали ему необходимую помощь.
Инициативная группа ветеранов-пенсионеров РОВД под руководством председателя С.А. Бородина провела в районе мероприятие. Мы посетили места захоронения ветеранов МВД, в том числе участковых инспекторов. Побывали в с. Подывотье. Уроженцами села были молодые сотрудники МВД, которые с честью служили нашей Родине в Москве, Одессе, Брянске. Только в Севском районе прошли службу участковых инспекторов семь человек. Первым участковым инспектором из с. Подывотье был Н.Л. Вощенков. Мой одноклассник А.М. Ковалев, проходя службу в Одессе, трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. Там он и похоронен.
Хочется пожелать своим коллегам крепкого здоровья, долгих лет жизни и всего самого наилучшего.
Материал пенсионера МВД Николая Плеханова читайте в №47 «Севской правды» от 26 ноября.